Руководитель - Голенкова Наталья Алексеевна


Местонахождение (адрес, кабинет)


ул. ул. Емельяновская,1, МБУ ДО ДТ «Вектор», каб. № 9

Контакты: 8913 335 56 18, 31-29-11

Электронная почта


Расписание занятий:

группа №1

Пн. 14,50-15,30 Ср. 14,50-15,30

группа №2

Пн. 16,30-17,10 Ср. 16,30-17,10

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие технического мышления» (РТМ) имеет техническую направленность и создает условия для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии, формировании общей культуры учащихся и развитии творческих способностей.

Актуальность программы заключается в том, чтобы по мере развития творческих способностей и овладевая приемами мыслительной деятельности учащиеся постепенно приобщались к системе научных понятий, приобретая способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

С развитием научно-технического прогресса актуальной становится проблема формирования творческой личности, владеющей способностью анализировать информацию, выявлять закономерности, выделять из информационного потока главное, важное, делать правильные выводы. Средством воспитания такой личности является развитие познавательных способностей детей, развитие технического мышления и включение их в творческую деятельность.  

Отечественные педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают, что опыт творческой деятельности детей является самостоятельным структурным элементом содержания образования.  В педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы, поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста.

Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков начальных классов, как отмечают психологи, играет уро­вень развития познавательных процессов: внимания, воспри­ятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Этот возрастной период  имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр.   

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Развитие технических способностей и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возмож­ностей обучающихся.  Смысл технического мышления состоит в решении задач, в процессе  решения которых и формируются необходимые качества технического мышления.

 Курс «Развитие технического мышления» (РТМ) для детей младшего школьного возраста представляет собой систему занятий по развитию технического мышления, развитию познавательных способностей, который позволяет решить важнейшие педагогические задачи с точки зрения познавательного, развивающего и воспитательного аспектов. Такого рода занятия способствуют формированию и развитию различных видов памяти, вни­мания, воображения; универсальных учебных умений и навыков; способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого резуль­тата. В процессе выполнения творческих заданий осуществляется активный процесс развития речи, мышления, формируются  приёмы мыс­лительной деятельности: умение анализировать, сравни­вать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать; развитие двигательной сферы, пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитание нравственных межличностных отноше­ний, формирование устойчивой мотивации у обучающихся на здоровый образ жизни.

Обучающийся на занятиях оценивает сам свои успехи, что создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самокон­троля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти уме­ния применяют в учебной работе, что приводит к успехам.  У воспитанников расширяется и закрепляется  интерес к учёбе.

 Отличительными чертами дополнительной образовательной программы «Развитие технического мышления» является развитие технического мышления через формирование практических навыков в процессе решения логическо - поисковых задач, применение продуктивных форм обучения. Задания в программе перерабо­таны с учётом возрастных особенностей и возможностей де­тей 7-10 лет и условиями учреждения дополнительного образования.

Программа «Развитие технического мышления» основана на развивающей программе О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам и имеет стартовый уровень сложности содержания на 1 и 2 году обучения, так как предполагает развитие элементарных умений и навыков, направлена на развитие познавательных процессов, предполагающих выполнение различных творческих заданий, игр, упражнений, но на определенном занятии акцент делается на каком-то одном из познавательных процессов. Все задания условно можно разбить на несколько направлений:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

В процессе обучения педагог дает дополнительные сведения из различных областей жизни, что существенно расширяет знания детей о мире, о нравственных качествах, о пользе здорового образа жизни.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Количество детей в объединении - 10-12 чел.   

Общий объем программы: 2 года обучения - 144 часа: первый  год -  72 часа, второй год – 72 часа, что составляет 2 часа в неделю.

 Основные формы обучения: групповая и индивидуальная работа, реже работа в парах. Основные принципы распределения материала:

- системность: задания располагаются в определённом по­рядке;

- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепен­но усложняются;

 -увеличение объёма материала;

 -наращивание темпа выполнения заданий;

- смена разных видов деятельности.

Уровень выполнения заданий, приобретенных знаний, сформированных умений и навыков за весь год обучения фиксируется в диагностических картах для каждого года обучения с определением показателей (Приложение2)

 

 Цель: формирование технического мышления через развитие познавательных способностей и универсальных учебных умений и навыков воспитанников младшего школьного возраста.  

Задачи первого года обучения:

Через организацию специально подобранных игр, заданий и упражнений развивать техническое мышление:

  • развивать слуховую и зрительную память;
  • способствовать развитию творческого воображения; 
  • развивать восприятие;
  • развивать концентрацию внимания;
  • развивать логические действия классификации, анализа, сравнения, умения рассуждать;  
  • формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Задачи второго года обучения:

Через организацию специально подобранных игр, заданий и упражнений развивать техническое мышление:

  • тренировать слуховую и зрительную память;
  • продолжать развивать восприятие; 
  • развивать внимание и быстроту реакции;
  • продолжать развивать пространственное воображение;
  • учить выполнять универсальные логические действия классификации, анализа, сравнения, умения рассуждать;  
  • воспитывать любовь к красоте логических рассуждений;
  • формировать умение решать нестандартные задачи;
  • формировать основы нравственных межличностных отноше­ний.
Вход на сайт
Меню сайта
Полезные ссылки
Наши партнеры
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031