Творческое объединение "Шахматы"

Руководитель - Пономарёв Петр Николаевич

Местонахождение (адрес, кабинет)

Ул. Юбилейная, 39 Контакты: 310942

Электронная почта


Расписание занятий


Группа 1

понедельник, среда , суббота 9.00-10.30(Юбилейная, 39)

Группа 2

понедельник, среда 14.00-15.30  (Юбилейная, 39)

суббота 10.40-12.10   (Юбилейная, 39)

Группа 3

понедельник, среда 15.40-17.10   (Юбилейная, 39)

суббота 12.20-13.50   (Юбилейная, 39)

Группа 4

понедельник, среда 17.20-19.40  (Юбилейная, 39)

суббота 14.00-16.20   (Юбилейная, 39)

Группа 5

вторник, четверг 14.20-15.50  (школа 110)

суббота 14.30-18.00   (Юбилейная, 39)

Группа 6

вторник, четверг 16.00-18.30  (школа 110)

суббота 18.10-19.40   (Юбилейная, 39)

Инд. 1

вторник, четверг  18.40- 20.00    (школа 110)

Инд. 2

понедельник, среда , четверг  10.40-12.20    (Юбилейная, 39)


Возраст учащихся 6-15 лет


Образование - высшее

Квалификационная категория -  

Кандидат в мастера спорта по шахматам,

Судья первой категории

Стаж педагогической работы - 8 года


Шахматы – старинная, мудрая и прекрасная игра. Историю ее возникновения относят к 5-6 векам. Родиной шахмат принято считать Индию. Правила игры постепенно изменялись, а сама игра все более и более распространялась. В том виде, в котором играют сейчас в шахматы, они существуют около 500 лет. Популярность шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей. Занятия шахматами способствуют гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе занятий шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение – делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли, решимости и эмоциональной устойчивости. Очень важно, что шахматы воспитывают у человека критическое отношение к самому себе. В силу того, что почти у всех людей в различной степени развит эгоцентризм, человек, даже в случаях, когда он делает ошибки, склонен их не признавать, или как-то оправдывать. Игра в шахматы, совершенствование мастерства всегда связаны с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором сделанных во время игры ошибок с целью их устранения в дальнейшем. Таким образом, шахматы способствуют развитию правдивости и самокритичному отношению к своим поступкам и действиям. Шахматы ни в коем случае не мешают профессиональному становлению человека в любой общественно полезной сфере деятельности, напротив, помогают ему в этом, способствуя гармоничному развитию личности. Социальные функции шахмат, несомненно, проявляются и в их эстетическом воздействии на достаточно широкий круг лиц, которые могут быть отнесены к категории шахматных болельщиков, зрителей. Настоящая программа предназначена для шахматных объединений в системе образовательных учреждений дополнительного образования, рассчитана на семь лет обучения и предусматривает изучение учащимися материала по истории и теории шахмат, участие в соревнованиях, приобретение знаний о режиме шахматиста и методике тренировок. Программа составлена на основе типовой программы по шахматам (сост. Костьев А. Н. «Программы для внешкольных учреждений», Москва, «Просвещение», 1986 год).

ЦЕЛЬ данной программы – развитие личности ребенка, его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств посредством обучения шахматной игре. Изменение статуса шахмат (признание этого спорта как профессионального вида деятельности) позволило нам определить еще одну цель программы – профессиональное самоопределение учащихся.

ЗАДАЧИ:

Путём специально организованного обучения решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В обучении: обеспечивать усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры; сформировать специальные и общеучебные умения: уметь проводить шахматную партию от начала до конца; уметь объяснить употребляемые шахматные термины; уметь пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными сборниками); В воспитании: формировать готовность к внутреннему самосовершенствованию, к самореализации себя в жизни; способствовать выработке объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения; В развитии: развивать умение производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение); способствовать развитию навыков самостоятельной работы. развивать волевые качества. Для реализации поставленных целей и задач в шахматном обучении используются различные методы и формы: игра (учебные, тренировочные и тематические партии между обучающимися и с педагогом); конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов; участие в личных и командных соревнованиях различного уровня; сеансы одновременной игры; совместный и самостоятельный анализ собственных партий и партий мастеров; работа с шахматной литературой; Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном воспитании помогает то, что в шахматах невозможно продвигаться дальше в изучении этого сплава науки, искусства и спорта, если воспитанник внутренне не готов к саморазвитию, к изучению нового, к поиску резервов развития. Достижение определенных успехов (как спортивных, так и творческих) поднимает самооценку ученика, его веру в свои силы и приводит к постановке более значимых целей в остальных областях жизнедеятельности. Занимаясь шахматами невозможно добиться успеха, не зная основных законов игры и не применяя их на практике. Только тот воспитанник, который внимательно и целенаправленно будет изучать все грани шахмат и будет способен творчески применять все свои знания на практике, добьется успеха. А жесткое противостояние во время партии, когда твоим замыслам мешает соперник и на партию отведено определенное количество времени, воспитывает у учеников способность к абсолютной концентрации внимания. Участие воспитанников в различных соревнованиях и стремление к достижению успеха неизбежно приводит к выработке у них объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения и к формированию таких качеств, как дисциплинированность, самообладание, выдержка и т.п. А разбор партий и решение и комбинаций из творчества, как сильнейших шахматистов мира, так и любителей этой игры, приводит к пониманию красоты в шахматах, к формированию “шахматного вкуса”. Реализовать поставленные цели и задачи в шахматном развитии помогает следующее: развитие памяти – изучение правил шахматной игры (шахматная доска, наименование фигур, ходы фигур, шах и мат), видов ничьей, нотации, точных позиций эндшпиля и др.; развитие мышления – изучение техники матования одинокого короля (королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями), методов борьбы за открытую линию, умение оценивать позицию и выбирать обоснованный план, отработка техники расчета вариантов и т.п.; развитие внимания – правильная организация учебно-тренировочного процесса, необходимость правильно решать и оформлять решение различных задач и упражнений, необходимость избежать ошибок в практической партии и т.п.; развитие творческого воображения – необходимость находить в решении специальных упражнений или в практической партии идею, план, который до этого был неизвестен ученику, или вообще не применялся в позициях подобного типа; развитие умения производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение) – изучение таких тем, как методы борьбы за открытую линию, позиционная ничья (крепость). Этому же способствует изучение эндшпилей всех видов, а так же таких тем, как “Классификация дебютов“, “Оценка позиции и план в миттельшпиле“ и т.п.; развитие навыков самостоятельной исследовательской работы – самостоятельная работа воспитанников над составлением дебютного репертуара, над изучением типичных планов игры в различных дебютах и типовых миттельшпильных позициях и т.п. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно донести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шахматах. Программа шахматного объединения рассчитана на семь образовательных групп. С шахматистами – призерами областных и региональных соревнований разрешается проведение индивидуальных занятий.

Группы 1-2 года обучения комплектуются из шахматистов-новичков младшего и среднего школьного возраста. Минимальная наполняемость этих групп – 12 человек. На теоретические и практические занятия отводится 6 часов в неделю.

Группы 3-4 года обучения. Минимальная наполняемость – 10 человек. На теоретические и практические занятия отводится 6 часов в неделю. Группы 5-6 года обучения. Минимальная наполняемость – 8 человек. На теоретические и практические занятия отводится от 6 до 9 часов в неделю. Группа 7 года обучения. Минимальная наполняемость – 6 человек. На теоретические и практические занятия отводится от 6 до 9 часов в неделю. Индивидуальные занятия. В группе занимаются от 1 до 2 человек. На теоретические и практические занятия отводится от 9 до 12 часов в неделю. Программа для индивидуальных занятий составляется преподавателем индивидуально для каждого учащегося. . 

Вход на сайт
Меню сайта
Полезные ссылки
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика